Вклад научной фантастики в создание (не)возможного общества будущего

02.04.2023 | Хобби | Просмотры: 233

Научная фантастика была неисчерпаемым источником для создания техно-научного воображения, которое отмечало определённые исторические периоды и влияло на формирование субъективности. Это воображаемое вызывает сложные онтологические, эпистемологические, политические, социальные, экологические и экзистенциальные вопросы о настоящем и будущем.

 Учёные даже попытались выявить и охарактеризовать культурные произведения, к которым имеет доступ общественность, чтобы сформировать мнение о манипуляциях с сознанием людей. Наиболее часто упоминаемым источником информации были фильмы, за которыми следовали книги, документальные фильмы, новостные программы, телесериалы, информационные видеоролики, мыльные оперы и видеоигры. Научная фантастика была наиболее распространённым жанром, и преобладали антиутопические представления о будущем человечества.

Вклад научной фантастики в создание (не)возможного общества будущего

Произведения писателей-фантастов была неисчерпаемым источником для создания технонаучного воображения, которое отмечало определённые исторические периоды и влияло на формирование субъективности. Хотя некоторые историки утверждают, что научная фантастика зародилась в семнадцатом веке с неолатинских межпланетных путешествий, широко распространено мнение, что этот литературный жанр возник в современном обществе Западной Европы девятнадцатого века, все больше ориентированном на научно-техническую культуру и отмеченном прогрессирующими глубокими преобразованиями. Эти трансформации были вызваны промышленной революцией, которая принесла с собой новые формы производства и организации труда, а также появление крупных промышленных концентраций в городах, изменения в условиях жизни, жилье и социальных отношениях.

В то время как зарождались ожидания улучшения жизни человечества с развитием науки и технического прогресса, писатели пытались открывать неизвестные возможности относительно функционирования будущего общества, которые, в понимании читателей того времени, вероятно, сформируются в будущем. Ко многому из этого даже сами авторы относились с недоверием и оговорками. Этот новый жанр спекулятивной фантастики объединяет научные элементы в качестве существенной основы повествования и исследует, как люди справляются с разрушительными изменениями, вызванными природными явлениями, социальными изменениями, технологическими инновациями или научными открытиями. Работы представляют альтернативные видения, контрастирующие с современными реалиями, бросающие вызов воображению, убеждениям и системам приписывания смысла, как, например, в известнейшем рассказе Роберта Шекли «Бухгалтер». Драматизируя эти спекулятивные сценарии, общественность постоянно сталкивается с философскими проблемами и этическими дилеммами, которые проистекают из возможных последствий человеческих действий. Читателям научной фантастики приходится рассматривать гипотетические сценарии (“а что, если бы...”), выходить за пределы научных вмешательств, оценивать плюсы и минусы применения "других" норм общественного поведения и по-новому определить структуру человеческой природы. Таким образом, научная фантастика исследует вечный антропологический вопрос о том, что значит быть человеком в обществе будущего.

Например, «Франкенштейн» Мэри Шелли (1818), который многие считают первым произведением научной фантастики, представляет собой ненаучное повествование, изображающее очарование и господство человека над природой. Но в нем, прежде всего, подчёркивается риск применения научных знаний и опасения по поводу научно-технического прогресса с пробелами в институциональном регулировании. Эти страхи воплощаются в порождении чудовищного существа, которое оказывается изолированным и отвергнутым при встрече с «Другим», что приводит к размышлениям о пределах человеческого вмешательства в манипулирование жизнью на границе между человеческим и нечеловеческим.

Помимо развлекательного аспекта, научная фантастика, как литературный и кинематографический жанр, способствует созданию технонаучного воображения, которое влияет на представления общественности о науке и учёных, а также на страхи и ожидания по поводу использования политическими системами научных открытий, в качестве инструментов власти. Фактически, своего рода воображаемая реальность, которая заставляет нас путешествовать во времени, думать о событиях, происходящих в других пространствах (подземелье, космос, фантастические миры или параллельные вселенные). Наше воображение само додумывает альтернативные политические и социальные системы, пытаясь предвидеть эволюцию человека и будущее планеты, размышляя о научных возможностях (путешествия во времени или телепортация). Не забывает фантазия и технологические приложения (интерфейс мозг-компьютер или робототехника), паранормальные способности (телепатия или телекинез), которые позволяют людям вступать в контакт с инопланетными сущностями или существами. Фантасты просто вдохновляются слиянием человека и машины (киборги, андроиды, аватары или роботы), предвосхищая возможность улучшения человечества с помощью генетических манипуляций и, в некоторых произведениях, даже достигая контроля над потомством. Хотя в одной всем известной стране такой элемент будущего уже случился.

Хотя тема генетических манипуляций и селекции присутствовала в научно-фантастической литературе между 1940-ми и 1960-ми годами (например, Роберт Хайнлайн « За пределами этого горизонта» , 1948; Фрэнк Герберт « Глаза Гейзенберга» , 1966), сами явления стали происходить достаточно стремительно, уже с 1970-х годов. Начиная с развития различных методов и технологий, которые позволяют эффективно генетически манипулировать организмами и трансформировать их:

- производство первых молекул с помощью технологии рекомбинантной ДНК (1972 г.);

- рождение первого ребёнка, путём экстракорпорального оплодотворения (1978 г.);

- производство человеческого инсулина генетически модифицированными бактериями (1986 г.);

- начало амбициозного проекта «Геном человека» (1990 г.);

- объявление об овечке Долли, первом клонированном млекопитающем (1997 г.);

- выделение эмбриональных стволовых клеток человека (1998 г.);

- генетическое редактирование животных с использованием техники CRISPR/Cas9 (2012 г.)

А дальше прогресс в исследованиях покатился как снежный ком с горы. Наряду с развитием компьютерных наук, дебаты о человеческой природе и её преобразующем потенциале разгорелись настолько, что в 1998 году трансгуманистическая декларация провозгласила: человечество будет радикально изменено с помощью технологий в будущем, а возможность кардинального изменения условий и продолжительности жизни человека станут реальными. Это воображаемое сгущает страхи, ожидания, фантазии, символы и дискурсы вокруг генной инженерии, усваиваясь общественностью, иногда на бессознательном уровне, влияя на их представления о теле и поведении, моральные суждения об их манипуляциях, придание смысла человеческому опыту и производство субъективности.

Зарегистрируйся и получи 50 Вт. ?